Катастрофы в Норильске можно было избежать

Масштабного разлива топлива в Норильске, который привел к введению чрезвычайного положения, можно было избежать. Входящая в «Норникель» «Норильско-Таймырская энергетическая компания», на объекте которой произошло ЧП, вела переговоры о покупке специального оборудования, отслеживающего появление трещин в резервуарах. Дизель вылился как раз из-за просадки грунта и трещин в резервуаре – таково объяснение «Норникеля».

Переговоры с «Норникелем» о возможности внедрения такой системы прогнозирования изменений в грунте и конструкции на энергетических объектах компании с 2017 г. ведет «Ротек», рассказал ее представитель. Она занимается обслуживанием газовых и паровых турбин, производством энергетического оборудования, оказывает инжиниринговые услуги. 49% «Ротека» принадлежит «Ренова-холдинг рус» Виктора Вексельберга, 31% председателю совета директоров Михаилу Лифшицу. Вексельберг и его партнер Леонард Блаватник владеют 26,5% UC Rusal, которой принадлежит 27,8% «Норильского никеля». Крупнейший пакет «Норникеля» – 34,6% – у структур «Интеррос» Владимира Потанина.

Технология «Прана» позволяет дистанционно следить за состоянием промышленного оборудования и прогнозировать проблемы в течение ближайших 2-3 месяцев. Она позволяет прогнозировать появление трещин в железобетоне или металле и изменения геометрии фундаментов и резервуаров, рассказал представитель «Ротек». По его словам, система применятся на 22 энергоблоках в России и Казахстане. «Ротек» не проводила обследования этой станции и сложно назвать точную стоимость установки системы на ней. Она зависит от оборудования, системы управления им и количества работы техподдержки, диспетчеров и экспертов, говорит представитель компании. При наличии современной системы управления подключение одного энергоблока стоит 20 млн руб., ежегодное экспертное сопровождение примерно 10 млн руб., приводит он данные. Система работает с сигналами и математическими моделями, поэтому может применяться в любых климатических условиях, добавил представитель компании (Норильск расположен за полярным кругом).

Представитель «Норникеля» не ответил на вопрос, вела ли компания переговоры об установке «Праны», и вообще отказался комментировать ситуацию с «Ротек».

Проблема устойчивости тяжелых конструкций на сложных грунтах, к которым относится и вечная мерзлота, не нова, особенно остро она стоит последнее время в связи с климатическими изменениями, говорит председатель совета директоров «Ротек» Михаил Лифшиц. Природные изменения в грунте, отражающиеся на стоящих на нем конструкциях, происходят не быстро, их можно отслеживать, и система «Прана» как раз могла бы позволить предупредить аварию, говорит он. В итоге экономия на автоматизации привела к гораздо большим потерям для компании, продолжает Лифшиц: «Экономические выгоды от внедрения технологий прогностики не всегда считаются в столбик, требуется определенный настрой менеджмента». Но в целом энергетическая отрасль становится более технологичной, уверен он, сейчас уже около 5% российской генерации подключены к системе удаленного мониторинга и прогностики.

Систем предварительного анализа разрабатывается много, все они основаны на промышленном интернете вещей. Отличаются они только ценой, габаритами и набором параметров, которые способны отследить датчики. Но примеров реального применения таких систем в энергетической отрасли очень мало, говорит директор Фонда развития энергетики Сергей Пикин. «Все хотят систему, которая окупается. А как себя может окупить то, что может быть произойдет, а может быть – нет. Установка системы предиктивного мониторинга – это чистые затраты для компании. А менеджмент всегда стремится их сокращать», – рассуждает Пикин. Если в компании нет целенаправленной корпоративной программы по внедрению цифровых решений на предприятиях, то люди, десятилетиями работающие непосредственно на промышленных объектах, будут противиться нововведениям, и так происходит не только в России, замечает эксперт. Что касается аварии на ТЭЦ в Норильске, еще до конца не ясно, что произошло. Возможно, причины аварии были такие, что их невозможно было спрогнозировать с помощью математических моделей, подчеркивает Пикин. В 2018 г. норильские ТЭЦ прошли проверку Ростехнадзора, он рекомендовал сделать на ряде объектов основание из железобетона, а не из грунта, напоминает эксперт.

Что произошло

29 мая на проезжую часть дороги, ведущей к ТЭЦ-3, разлились около 20 000 тонн нефтепродуктов . ЧП произошло из-за просадки бетонной площадки и разрушения резервуара. В результате аварии нефтепродукты отравили почву и попали в расположенные рядом с ТЭЦ водоемы – две реки и озеро, обеспечивающие водой местных жителей.

Через два дня местные власти пострадавшего района ввели режим ЧС межмуниципального уровня. После совещания с местными властями 3 июня президент Владимир Путин распорядился ввести в Норильске режим ЧС федерального уровня – это позволит привлечь к устранению последствий аварии силы федерального уровня.

К утру 4 июня удалось полностью локализовать нефтяное пятно, в районе самой ТЭЦ, где дизельное топливо попало на почву, производится выемка грунта, уже изъято более 1000 куб м грунта, рассказал первый вице-президент – операционный директор «Норникеля» Сергей Дяченко (его слова передал представитель компании). Пока этот грунт будет вывезен на площадки временного хранения, затем отправится на промотвалы. Для сбора загрязненной воды в Норильский район будут доставлены емкости на 16 000 т, в которых будет законсервирована дизельно-водяная смесь.

Работы по ликвидации последствий аварии  ведутся круглосуточно, рассказал Дяченко: сейчас работают 300 спасателей, включая морских, 70 сотрудников «Газпром нефти», 100 спасателей МЧС. На ликвидацию последствий аварии может потребоваться 14 дней, сказал Дяченко в эфире телеканала «Россия 1». Представитель «Газпром нефти» сообщил, что для участия в ликвидации масштабного разлива нефтепродуктов в Норильске компания направила мобильный аварийно-спасательный отряд, оснащенный оборудованием и спецтехникой. «Газпром нефть» перебрасывает транспортными самолетами спецтехнику, в том числе нефтесборочное и насосное оборудование, экскаваторы и боновые заграждения, а также палаточный городок и автономные системы обеспечения, рассказал представитель компании.

Сколько потеряли

Имущество было застраховано в нескольких крупных российских компаниях. Размер ущерба уточняется, сообщил представитель «Норникеля». Тонна дизеля в регионах Сибири и Дальнего Востока стоит 49 065 руб., 20 000 т  – порядка 980 млн руб. Впрочем, потеря этого топлива не повлияет на работу объектов, заверил представитель «Норникеля»: ТЭЦ работают на газу, дизель является резервным топливом. Говорить о сумме экологического ущерба пока также преждевременно, подчеркнул он.

По оценкам специалистов Greenpeace, экологический ущерб только водным объектам на Таймыре может превышать 6 млрд руб. – это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. По оценкам Росприроднадзора, в реки попало 15 000 т дизельного топлива (цитата по ТАСС).  На рекультивацию и сбор топлива по оценкам  руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максима Худалова, может потребоваться от 1 до 6 млрд руб. А на первичную нейтрализацию последствий аварии уйдет до 2 месяцев, уверен он. Оценить ущерб должны уполномоченные ведомства, говорит руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России Алексей Книжников, напоминая, что после аварии танкера «Надежда» у берегов Сахалина в 2015 г., когда было разлито около 400 т, экологический ущерб был оценен в 500 млн руб.

Авария произошла из-за проседания вечной мерзлоты, объяснял «Норникель». Компания займется дополнительным исследованием грунтов, сообщил Дяченко: будет проведена проверка соответствия установленных свай проектным параметрам. Трещины были обнаружены еще у одной емкости, рассказал топ-менеджер «Норникеля», у резервуара №4. 12 000 т топлива оттуда в течение недели будут перенесены в резервуары ТЭЦ-1.  Такой же случай произошел несколько лет назад в Химках у госкорпорации «Энергия»: произошел залповый выброс 5000 т из резервуара с резервным топливом, и мерзлота тут ни при чем, приводит пример Книжников. Возможно, в Норильске были нарушены базовые меры безопасности для таких резервуаров, полагает он: например, могла отсутствовать или не сработать обязательная обваловка (система заградительных сооружений).

С 29 мая капитализация «Норникеля» упала на 6,1% на Лондонской фондовой бирже и на 7,9% – на Московской бирже. 4 июня компания стоила $46,6 млрд и 322 млрд руб., соответственно. UC Rusal уже предложила провести внеочередное заседание для обсуждения ситуации и создать должность первого заместителя гендиректора по вопросам экологии, который бы базировался в Норильске, говорится в сообщении алюминиевого холдинга. Скорее всего, рейтинг ESG (environmental, social, governance – влияние компаний на окружающую среду, их социальная ответственность, качество корпоративного управления) «Норникеля» будет несколько снижен, считает Худалов. Но критического влияния авария, произошедшая на дочернем предприятии, не окажет, уверен он.